Социально-педагогическая программа
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, здорового образа жизни, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей. Однако, общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, употребление алкоголя, психотропных и наркотических веществ. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Каникулярный отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни. Как показала практика, основное содержание работы лагерей составляет туристско-краеведческая, спортивная, экологическая, трудовая деятельность. Их следует ориентировать на общественно-полезные практические дела. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны не оглуплять подростков, делая их сознание примитивным, а побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям. Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры, поэтому повышение квалификации работников лагерей – это одна из главных задач администрации школы.
Летние каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков. Организация летнего отдыха служит сохранению и укреплению здоровья детей, является профилактической мерой снижения детской заболеваемости, вносит вклад в укрепление здоровья нации, имеет большое значение как элемент социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует развитию трудовых навыков, расширению кругозора и круга общения.
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Исходным для нас стало положение о том, что каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Цели и задачи программы
Цель воспитательной работы:
Задачи:
Направления работы:
Принципы работы
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Содержание и механизмы реализации программы
Летний лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
Перед открытием лагеря проводится учебно-инструктивное занятие с педагогическим коллективом, на котором обсуждается программа работы лагеря, режим работы. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности. Напоминается необходимость проведения инструктажа с детьми по противопожарной безопасности, правилам поведения на дороге, в транспорте и в общественных местах.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы работы: спортивные и ролевые игры, спортивные праздники, интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, развлекательные программы, проведение различных экскурсий.
К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя физической культуры, иностранного языка, информатики и информационных технологий, музыки, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, технический персонал школы.
В целях обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходима рациональная организация режима дня:
оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
проведение оздоровительных, физкультурных и культурных мероприятий;
максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;
сбалансированное питание.