Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска 

"Средняя общеобразовательная школа № 97"

Социально-педагогическая программа

 

Социально-педагогическая программа

   Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, здорового образа жизни, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей. Однако, общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, употребление алкоголя, психотропных и наркотических веществ. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации  оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Каникулярный  отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни. Как показала практика, основное содержание работы  лагерей составляет туристско-краеведческая, спортивная, экологическая, трудовая деятельность. Их следует ориентировать на общественно-полезные практические дела. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны не оглуплять подростков, делая их сознание примитивным, а побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям. Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры, поэтому повышение квалификации работников  лагерей – это одна из главных задач администрации школы.

   Летние каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков. Организация летнего отдыха служит сохранению и укреплению здоровья детей, является профилактической мерой снижения детской заболеваемости, вносит вклад в укрепление здоровья нации, имеет большое значение как элемент социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует развитию трудовых навыков, расширению кругозора и круга общения.

   Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

   Исходным для нас стало положение о том, что каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.

  Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

 

Цели и задачи программы

 

Цель воспитательной работы:

  • создание организационной  структуры для формирования социально адаптированной, интеллектуально, физически и нравственно здоровой личности ребенка, развития творческих способностей, склонностей, интересов ученика;
  • проанализировать различные способы взаимодействия в детском коллективе.

Задачи:

  • поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующих созданию общешкольного коллектива и укрепляющих его жизнь;
  • совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя, способного компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием;
  • создание благоприятной атмосферы и гуманных взаимоотношений педагогов и учеников;
  • выбрать организационную структуру детского летнего лагеря;
  • наладить контакт с детским коллективом и установить благоприятный психологический климат;
  • формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувство сопричастности судьбам Отечества, активизировать нравственную и гражданскую позицию ребенка;
  • развивать познавательные интересы и творческую активность;
  • воспитание культуры поведения;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • развивать и поддерживать спортивный интерес детей.

Направления работы:

  • оздоровительное, спортивное, экологическое воспитание;
  • досуговая деятельность;
  • правовая культура и законы послушания;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • художественно-эстетическое воспитание.

 

Принципы работы

   Программа летнего лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» опирается на следующие принципы: 

Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе.

Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально- психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой вид в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 

Содержание и механизмы реализации программы

   Летний лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

   Перед открытием лагеря проводится учебно-инструктивное занятие с педагогическим коллективом, на котором обсуждается программа работы лагеря, режим работы. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности. Напоминается необходимость проведения инструктажа с детьми по противопожарной безопасности, правилам поведения на дороге, в транспорте и в общественных местах.

   В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы работы: спортивные и ролевые игры, спортивные праздники, интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, развлекательные программы,  проведение различных экскурсий.

   К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя физической культуры, иностранного языка, информатики и информационных технологий, музыки, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, технический персонал школы.

   В целях обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходима рациональная организация режима дня:

  • оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;

  • проведение оздоровительных, физкультурных и культурных мероприятий;

  • максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;

  • сбалансированное питание.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"